Казалось бы, с убийством Григория Распутина, история «старца» должна была закончиться. Однако через несколько месяцев после похорон «друга Царева» его тайная могила была обнаружена, а труп сожжен. Некоторые исследователи предполагают, что это было сделано намеренно представителями новой власти, а вовсе не пьяными солдатами.
Смерть и похороны «старца»
Как отмечает в издании «История России» Александр Степанищев, многие не одобряли безграничное доверие, которое Николай II и его супруга оказывали Григорию Распутину. Так, Верховный Главнокомандующий Николай Николаевич, получив от Распутина, рвавшегося на фронт, телеграмму о прибытии в Ставку, ответил: «Приезжайте. Я вас повешу». Отрицательно относилось к «старцу» и большинство чиновников, депутатов Государственной Думы. Об этом говорит и состав группы заговорщиков, которые ликвидировали Распутина: Великий князь Дмитрий, В. А. Маклаков, В. М. Пуришкевич и другие. В ночь на 17 декабря 1916 года они убили «старца» и сбросили его тело в прорубь.
Через сутки труп был обнаружен полицией и доставлен в часовню при Чесменской военной богадельне. Если верить автору книги «Григорий Распутин: правда и ложь» Олегу Жиганкову, поначалу Григория Распутина хотели похоронить в родном селе Покровском Тобольской губернии, но, опасаясь волнений, решили найти для могилы «провидца» другое место и провести церемонию тайно. Однако для безопасности слух о захоронении Распутина в Покровском все же был пущен. Между тем 21 декабря 1916 года тело Григория Ефимовича было погребено в Царском селе, под алтарем недостроенной часовни Святого Серафима на окраине Александровского парка.
Обнаружение и разорение могилы
В дни Февральской революции, как упоминает в своей книге «Неизвестное о Распутине» Владимир Смирнов, глава нового правительства А.Ф. Керенский якобы дал личное указание отыскать могилу Григория Распутина, выкопать гроб и доставить его в Петроград. Место захоронения было действительно обнаружено. Если верить автору издания «Распутин. Правда о «Святом Чорте»» Александру Владимирскому, стало известно, что могилу можно распознать по деревянной часовне. Кроме того, по словам Владимирского, не могли остаться незамеченными частые визиты туда Александры Федоровны с дочерьми.
Согласно одной из самых распространенных версий, которую приводит в своей книге «Распутин. Три демона последнего святого» Андрей Шляхов, 11 марта 1917 года разгоряченные спиртным солдаты раскопали гроб, подняли труп Распутина на штыки и сожгли на огромном костре, устроенном в лесу неподалеку от Успенского (Северного) кладбища. Таким образом, останки Распутина в Петроград так и не попали. А на березе возле места их сожжения, по словам Александра Владимирского, появились надписи. Одна из них была на немецком: «Здесь погребена собака», а другая на русском: «Тут сожжен труп Григория Распутина в ночь с 10 на 11 марта 1917 года».
Пьяный беспредел или указание новой власти?
О причинах произошедшего некоторые авторы отзываются просто. Например, Андрей Шляхов утверждает, что перед сожжением солдаты подняли труп Распутина на штыки, и называет это излюбленным солдатским развлечением того времени. Да и дочь Григория Ефимовича, Матрена, в своих воспоминаниях, изложенных в книге «Распутин. Почему?» (редактор Игорь Захаров), описывала произошедшее, как пьяную солдатскую «вечеринку», к которой присоединились женщины из ближайшей деревни, сопровождавшуюся плясками и хороводами и закончившуюся оргией. А Александр Боханов, автор книги «Распутин: быль и небыль», сообщает о том, что солдаты нашли и разорили могилу Распутина, движимые легендами о сокровищах, которые император якобы положил в гроб «старца».
Однако Игорь Зимин, автор издания «Александровский парк Царского Села. XVIII – начало XX вв.», считает, что все не так просто. Зимин уверен в том, что для новой власти Распутин был олицетворением «темных сил», окружавших трон, поэтому Керенский и распорядился уничтожить тело. Примечательно, что, по утверждению Зимина, останки Распутина все-таки были доставлены в Петроград и сожжены в кочегарке Политехнического института. Писатель Иван Наживин, написавший книгу о Распутине, придерживался аналогичной точки зрения и предполагал, что могила Григория Распутина представляла огромную государственную опасность. Двор собирался канонизировать «старца», к тому же начали ходить слухи о «чудесах», происходивших на его могиле.