История

Зачем донские казаки брали в жены турчанок

Зачем донские казаки брали в жены турчанок

Многие этнографы не считают казаков отдельным народом. Их называют социальной группой или даже особым военным сословием, входящим в состав русского этноса. Сами казаки с этим утверждением в корне не согласны, отстаивая свою самобытную культуру, уникальные обычаи и традиции степной вольницы. Одной из особенностей данного народа является большое количество смешанных браков, заключавшихся в XVI-XVIII веках между донскими казаками, например, и пленными турчанками.

Особые обычаи

Начнем с того, что этноним «казак» имеет тюркоязычное происхождение. В переводе на русский данное слово означает «свободный, вольный». Примерно пять-шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочли личную независимость тесным рамкам законов, установленных официальными властями. Слово «казак» было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии.
Начиная с XV века, на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не пожелавшие быть холопами бояр, гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника. Некоторые из будущих казаков были беглыми преступниками, другие – авантюристами и искателями приключений. Но основная масса стремилась именно к свободе. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий Круг, где на совете общины решались самые разные вопросы – от хозяйственного спора до объявления войны.
Поскольку среди беглецов почти не было женщин, очень скоро эти замкнутые мужские общины столкнулись с проблемой: как наладить личную жизнь? Каждый человек нуждается в семье, заботе и продолжении рода. Мужских сил, энергии и желаний – с избытком, а кому их отдать? Вот и стали казаки воровать девушек и женщин у черкесов, ногайцев и других соседних народов. А из многочисленных походов помимо награбленного добра привозить невест-турчанок, персиянок, калмычек…
Поэтому нет ничего странного в том, что удалой атаман Стенька Разин, как поется в известной песне, похитил персидскую княжну. Правда, это вызвало недовольство его лихих соратников: «нас на бабу променял». И бросив ее в волжскую воду, атаман продемонстрировал, что для него мнение братьев по оружию важнее любой женщины. Все-таки изначально вольная община – это союз мужчин.
Хотя к чести казаков следует отнести тот факт, что среди них не было обычая заводить многочисленных наложниц помимо официальной супруги, как поступали с пленницами в Средней Азии, держа их на положении секс-рабынь. Общинный уклад жизни, когда все вопросы – вплоть до личной жизни – решает Казачий Круг, не предполагал подобного. Казаки посчитали бы сожительство женатых мужчин с пленными женщинами развратом. А людьми они были весьма суровыми.
Обычай был простой: раз украл красавицу, оторвал от родных отца с матерью – женись по закону. А какой мужчина станет привозить домой девушку, если она ему не нравится? Поэтому и пошли разговоры о красоте пленных турчанок и персиянок, украденных черкешенок.

Война и личная жизнь

Если в чем и не было нехватки у казаков, так это в войнах. Южные границы нашей страны необходимо было постоянно защищать от многочисленных врагов. Жители Дона служили русским царям взамен на признание их вольницы – права жить по своему уставу. Официальный статус приграничной армии казакам своим указом присвоил второй представитель династии Романовых – Алексей Михайлович (1629-1676 гг.).
Особенно часто Россия воевала с Турцией. С 1568 по 1878 годы в истории зафиксировано семь русско-турецких войн и еще два военных конфликта: первый случился на Азове в конце XVII века, а второй – Прутский поход 1711 года. Самыми активными участниками всех этих кампаний были донские казаки. Они часто привозили домой пленных девушек.
Например, известно, что в 1635 году после военного столкновения с турками, жившими на побережье Таганрогского залива – на мысе Чумбур и Павло-Очаковской косе, казаки захватили в плен 1735 (!) представительниц прекрасного пола.
Таких женщин называли «ясырками». А детей, рожденных в результате браков с турчанками, черкешенками, персиянками и другими иноверками, на Дону именовали болдырями. Фамилии Болдыревы, Татаркины, Турчанининовы довольно распространены среди казаков, все они свидетельствуют о происхождении своих носителей.
Этот факт нашел свое отражение и в литературе. Не случайно талантливый писатель Михаил Шолохов (1905-1984 гг.) в своем легендарном романе «Тихий Дон» упомянул, что бабушкой главного героя этого произведения – Григория Мелехова – была привезенная из похода турчанка.
Впрочем, казачки тоже попадали в плен к иноверцам. Становились их женами, рожали детей. Иногда они возвращались в родные станицы с сыновьями и дочерьми. Такие женщины снова выходили замуж, поскольку оставлять мать одиночкой, живущей без поддержки, было не принято. Вообще, на Дону считали, что чужих детей не бывает. Усыновленных казаками потомков турок и татар здесь называли «туминами». Отсюда и пошли фамилии Туминовы и Туминкины.

Отдельный народ

Как ни странно, среди казаков редко встречались браки с русскими девушками и украинками. Даже в XVIII веке, когда поселенцы из северных регионов начали заселять донские земли, не примыкая при этом к местной вольнице, свободолюбивые люди желали максимально дистанцироваться от пришлых русских. Казаки хотели сохранить собственный уклад жизни и, вероятно, видели в чужаках угрозу своей самобытности.
Тем более что к тому времени демографическая проблема была решена, и в донских станицах было много красавиц. Жениться не на казачке стало считаться предосудительным. Песни и стихи не случайно воспевают красоту, стать и свободолюбивый нрав жительниц донских станиц.
Так, известный историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) писал, что на происхождение казаков существенное влияние оказало смешение славянской и турецкой кровей. Поэтому на Дону женщины имеют «пламенные черные глаза». Отметил историк и здоровый румянец на щечках местных жительниц, и их любовь к ярким нарядам. Не удивительно, ведь одежда полонянок сильно повлияла на традиционный костюм казачек.
Постоянные войны, на которые уходили мужчины, заставили женщин из донских станиц быть самостоятельными. Они ловко управлялись с хозяйственными делами, растили детей и не позволяли себе раскисать, опасаясь за ушедших на фронт сыновей, братьев и мужей.

Источник

 

Добавить комментарий