СССР

Зачем на советском заводе был нужен художник и чем он занимался?

Советский Союз перестал существовать всего три десятка лет назад, а многие, привычные для СССР вещи уже начинают забываться. Время летит и обнаружив на очередном заброшенном заводе кабинет художника я даже не несколько секунд задумался — откуда он тут…
Далее от автора: предлагаю вам вспомнить о том, зачем на советских предприятиях были нужны художники, чем они занимались и какую получали зарплату?


На улице — лёгкий мороз. На первый взгляд может показаться, что от заброшенного завода остались лишь голые стены, а вот если пройтись по старой административной части можно найти остатки обстановки кабинетов, брошенную проектно-техническую документацию, а также вывески и стенды, о которых мы с вами ещё поговорим отдельно.



От завода осталось так мало, что даже окошко с зеркалом на заводской кассе — находка и повод сделать снимок.



А вот и помещение, которое ненадолго ввело меня в ступор — кабинет художника. Раньше на большинстве крупных предприятий были ставки художников: художников конструкторов и художников-оформителей.
Первые занимались дизайном готовой продукции, а на плечи вторых ложился спектр самых разнообразных задач: от непосредственно росписи готовой продукции (например, на фарфоровых заводах), до оформления стендов, плакатов, досок объявлений и табличек кабинетных дверей.


Чем больше был завод, тем больше было художников в штате и тем более сложные задачи они решали. На небольших предприятиях, как например то, в котором я и нашёл данный кабинет — художник был один и занимался более утилитарными задачами: в основном донесением до работников необходимой информации в наглядном и красивом виде.


Художники-оформители рисуют агитационные плакаты

Именно поэтому полы кабинета завалены десятками трафаретов. Скучная работа для «творческой личности»? — Да. А с другой стороны не пыльная официальная занятость дающая стабильный доход. Творчеством можно было заниматься «на дому», а работа на заводе ещё и давала возможность избежать обвинения в пресловутом «тунеядстве».


К счастью работой с трафаретами всё не ограничивалось и например этот стенд с поздравлениями был изготовлен вручную на заводе.

Также как и этот стенд с правилами техники безопасности. Стенд сделан вручную, а вот брошюры в ячейках был «фабричными» — из типографии.


Подобной работой (разработкой типографской продукции) занимались организации более серьезные, ведущей из которых, несомненно, был ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский) — этот институт по праву можно назвать «главным дизайнерским агентством СССР».




Если говорить о зарплатах, на небольших предприятиях художники-оформители приравнивались к малярам и получали такую же зарплату. В 1985 году средняя зарплата маляра 3 разряда на советском предприятии была 220 рублей. На крупных предприятиях художникам платили больше, но и задачи там ставились на порядок сложнее.



Сейчас художников сменили дизайнеры, изменились подходы к графическому оформлению — повсеместное распространение полиграфии свело на нет оформление стендов и объявлений вручную.
Это не хорошо и не плохо, просто наблюдение о том, из чего складывается «интерьер советского цеха» и в чем его ключевое отличие от оформления цехов современных. А кому какой интерьер больше нравится — это уже дело вкуса, но мне же роднее и привычнее старый «советский стиль».

Источник

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com