В первой половине 1950-х годов в НАМИ был разработан перспективный типаж малолитражных двигателей и автомобилей. Производить машины принципиально нового семейства собирались в грядущую «семилетку» развития народного хозяйства с 1959 по 1965 годы включительно. Среди прочего перед конструкторами была поставлена задача разработать небольшой легкий многоцелевой автомобиль, рассчитанный на перевозку 2-4 пассажиров, либо 2 пассажиров и 250 кг груза. Так началась история ЛуАЗ-969.
Разработка машины, которая в последствии превратится в тот самый ЛуАЗ-969, началась в 1958 году на Ирбитском мотоциклетном заводе. Именно там был создан первый опытный образец под названием НАМИ-049 «Огонек». За основу машины был взят армейский плавающий вездеход НАМИ-032Г. В 1964 году наработки по проекту были переданы на предприятие «Коммунар» в Запорожье. Там на базе «Огонька» создали сначала легкий грузовик НАМИ-049А «Целина», а потом и грузовой внедорожник ЗАЗ-969, который был унифицирован по агрегатам с автомобилем ЗАЗ-965 «Запорожец». Первую партию из 50 ЗАЗ-965 выпустили в том же году. Однако, по организационным причинам серийное производство внедорожников было решено передать в украинский Луцк.
Серийное производство 969-ых было налажено в 1967 году на Луцком машиностроительном заводе. Некоторое время внедорожники выпускались под названием ЛуМЗ-969. Однако, в том же году Луцкий машиностроительный завод был переименован Луцкий автомобильный завод, после чего внедорожник окончательно превратился в ЛуАЗ-969. В дальнейшем машину выпускали на предприятиях вплоть до 2002 года. За это время было создано два больших семейства внедорожников и более двух десятков модификаций (не все серийные). В советские времена 969-ый позиционировался как машина для сельской местности.
ЛуАЗ-969 «Волынь» — это внедорожник в 3-дверном кузове универсал с 4 посадочными местами. Машина имеет переднемоторную компоновку и может быть как с передним приводом, так и с полным. В ЛуАЗ-969 устанавливался один из двух двигателей: 0.89-литровый МеМЗ-969 с отдачей 30 л.с или 1.19-литровый МеМЗ-969А с отдачей 40 л.с. Оба двигателя оснащались системой охлаждения с нагнетающим вентилятором. В качестве коробки передач используется 4-ступенчатая МКПП. Автомобиль имеет достаточно скромные габариты – 3.37х1.64х1.79 метра. Масса автомобиля в зависимости от модели составляет 9.5-13.6 тонн. Подвеска у 969-ых была торсионной на продольных рычагах. Тормоза – барабанные, на все колеса без усилителя, но с гидравлическим приводом. Объем баков составлял 34 литра.
Похвастаться «сказочными» динамическими характеристиками ЛуАЗ-969 не мог точно также, как и красивой внешностью. Однако, этот «украинский пони» имел другие неоспоримые преимущества. Во-первых, ЛуАЗ-969 мог брать на борт нагрузку в 350-375 кг, а после модернизации 1979 года нагрузить внедорожник можно было всеми 400 кг груза. Во-вторых, машина была простой как огонь во всех смыслах. Тот случай, когда ломаться в конструкции фактически нечему. Конечно, советское бездорожье и сельские дороги даже эти машинки не щадили. Однако, ЛуАЗ-969 при желании можно было починить самостоятельно в гараже соседа Гриши с минимальным набором инструментов, Божьей помощью и какой-то там матерью. Наконец, третьим важным достоинством внедорожника была его производительность. Несмотря на скромный двигатель, даже груженый ЛуАЗ-969 прекрасно тянул хоть под горку, хоть сквозь грязь.
Источник