СССР

«Клин Шавгулидзе»

Почему немцы ненавидели изобретение простого советского грузина.

За годы Великой Отечественной войны через советские партизанские отряды прошло не менее 1 млн человек. При этом народные мстители смогли ликвидировать или пленить не менее 1.5 млн бойцов Третьего рейха и их пособников, уничтожить свыше 4.5 тысяч бронемашин и танков, более 66 тысяч грузовиков и автомобилей, более 1 100 самолетов, не менее 2.5 тысяч разнообразных орудий и расчётов. Только с 1943 по 1945 годы партизаны пустили под откос более 21 тысячи эшелонов, сломали порядка 16.8 тысяч паровозов, уничтожили 116 бронепоездов, 1982 железнодорожных моста, а также украли у оккупантов более 0.6 млн рельс.


Рельсовый червяк за работой.

Для уничтожения железнодорожной инфраструктуры и спуска с рельс вражеских поездов в годы войны использовались самые разные методы. Еще в период отступления 1941 года Красная армия старалась по мере возможности уничтожать за собой железнодорожные пути. Делалось это как с привлечением специальных средств, так кустарными методами. Например, освободив рельсы от крепежей, разрушить железнодорожный путь можно было даже при помощи пары лошадей. Однако, такой способ был чрезвычайно трудоемким и небыстрым.


Немецкий вариант разрушителя путей.

Куда большей популярностью в армии пользовался так называемый «рельсовый червяк»: специальное устройство, сваренное из пары загнутых рельс. Приспособление устанавливалось на паровоз и разрушало железнодорожное полотно вслед за ним путем разрывания рельс и шпал. Подобные устройства использовались не только Красной армией, но и немецко-фашистскими захватчиками, когда те принялись отступать с ранее оккупированных советских территорий.


Современный колесосбрасывающий башмак.

Само собой, партизанские отряды были лишены возможности пользоваться такими сложными устройствами, как «рельсовый червяк» или «железнодорожный крюк» хотя бы потому, что для этого нужен паровоз… Поэтому в их случаях инфраструктура разрушалась или взрывчаткой, или банальной разборкой путей. Однако, по-настоящему большой популярностью пользовался метод пуска поезда под откос без разрушения железной дороги. Для этого использовалось устройство под названием «клин Шавгулидзе».


Клин Шавгулидзе на отрезке рельсы в музее.

По своей сути клин Шавгулидзе не представляет ничего особенного и является (почти) обычным колесосбрасывающим башмаком. Использовались они на железной дороге и до Великой Отечественной войны, применяются такие и сегодня. Пользуются ими и в мирное время, когда появляется необходимость экстренного спуска поезда с рельс. Делается это в тех исключительных случаях, когда дальнейшее движение поезда по маршруту приведет к еще более тяжелым последствиям. Однако, «нормальный» башмак при всей своей кажущейся простоте – это приспособление, произведенное в заводских условиях на специальном оборудовании. Сделать такой самостоятельно не просто, а раздобыть еще сложнее, так как все башмаки подлежат учету на железной дороге.


Советский инженер-железнодорожник и партизан Великой Отечественной войны Тенгиз Шавгулидзе.

Заслуга инженера-железнодорожника и участника войны Тенгиза Евгеньевича Шавгулидзе была в том, что он вместе с кузнецом Алексеем Ивановичем Швецовым (служили в одном партизанском отряде) нашли способ изготовить колесосбрасывающий башмак по упрощённой технологии. Настолько упрощенной, чтобы сделать его могли даже полные дилетанты в любой партизанской мастерской из фактически подручных материалов. Вооружившись таким башмаком, отряд партизан мог пустить под откос любой состав. Главное было незамеченными добраться до путей и установить устройство на один из рельсов. Несущийся состав налетал колесом на клин, после чего оно уже не могло вернуться обратно.

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com