Один из самых неоднозначных памятников Санкт-Петербурга — работа Михаила Шемякина, изображающая Петра Великого. Скульптура с непропорционально маленькой головой неизменно вызывает вопросы у горожан и туристов. Но что стоит за этим художественным решением — творческий вымысел или попытка исторической реконструкции облика первого российского императора?
Великан с узкими плечами
Образ Петра I в массовом сознании часто сводится к двум эпитетам: «великий» и «рослый». Действительно, рост царя впечатлял современников — по разным данным, он составлял от 204 до 208 см, что делало его настоящим великаном по меркам XVIII века.
Однако при этом телосложение императора было далеко от античных идеалов. Как отмечают историки, Петр не был статным богатырем. Сохранились свидетельства, в том числе из архивов французского МИДа, что государь сутулился, а его плечи были узкими, а грудная клетка — неширокой. Он носил всего 48-й размер одежды, а длина его стопы (38-39-й размер) не соответствовала его гигантскому росту.
Признаки вырождения
Мало того, у Петра Великого была еще и непропорционально маленькая голова. По крайней мере, так утверждает Михаил Пазин, автор издания «Неофициальная жизнь Романовых». На эту особенность российского самодержца решил обратить особое внимание скульптор Михаил Шемякин. Памятник Петру, установленный в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, был изготовлен в точности с настоящими пропорциями тела императора, которые, впрочем, были увеличены в 1,5 раза. А вот царскую голову Шемякин оставил в «первозданном» виде, выполнив ее с посмертной маски Петра I. Поэтому скульптура, имеющая гротескный вид, часто подвергается критике.
Как женщины на Руси «доделывали» своих детей?
Как бы то ни было, Владимир Бровко на страницах своей книги «Московское троецарствие: Иван V, Петр I и царевна Софья» также отмечает маленькую голову Петра и заявляет о том, что такие неправильные пропорции являются признаками вырождения, результатом близкородственных связей. К проявлениям кровосмесительного зачатия Пазин также причисляет и «женский», 38-й, размер обуви Петра Великого, и его гиперактивность, и жестокость, а также эпилептические припадки. Илья Ткачев в издании «Династия Романовых» сообщает о том, что приступам эпилепсии нередко предшествовали вспышки неудержимого гнева. Что же касается головы, то справедливости ради стоит отметить, что письменных свидетельств о данной особенности Петра не осталось.
«Голова тряслась еще с детства»
А вот тот факт, что Петр I страдал заболеванием, связанным с головой, у историков сомнений не вызывает. Так, Василий Ключевский в своей книге «Исторические портреты» приводил слова Карла Моора о внешности русского царя. Моор утверждал, что юный Петр был очень живым и красивым мальчиком. Он, в отличие от своего брата Ивана, смотрел на всех очень самоуверенно. Однако впоследствии это впечатление испортилось: на двадцатом году жизни у Петра начала трястись голова. Впрочем, Митрофан Марченко в издании «Петр Великий. Духовный элемент в военной и политической деятельности Государя» (1897 год) указывал, что «голова өго (Петра) тряслась еще съ дѣтства».
Интересно, что, согласно предположениям того же Моора, нервное расстройство развилось у Петра вследствие «слишком часто повторявшихся кутежей, надломивших здоровье еще не окрепшего организма». Также Карл Моор писал, что недуг мог быть вызван детским испугом, который мальчик испытал «во время кровавых кремлевских сцен 1682 года». С последней версией Моора согласен Павел Казарян, автор учебного пособия «Генезис политической ссылки в России: конец XV — начало XIX вв.». Казарян уверенно заявляет о том, что голова Петра затряслась именно после восстания стрельцов. Более того, у императора появились тогда и другие нервные тики, в частности судорожные движения лицевых мышц.




