Действительно в 1990-х годах у Алексея Маресьева отняли служебный автомобиль. И все бы ничего, но, как известно, легендарный летчик во время войны лишился обеих ног. К тому же тогда, когда Маресьев лишился транспорта, ему было уже за 80.
Легендарный летчик без ног
Уроженец города Камышина Алексей Петрович Маресьев после окончания школы пошел работать токарем на завод, позже он трудился на строительстве Комсомольска-на-Амуре. Параллельно молодой человек посещал занятия в аэроклубе. Это увлечение и определило дальнейшую судьбу Алексея Петровича. В 1937 году, когда Маресьев отправился отдавать долг Родине, он попал в авиапогранотряд, который базировался на Сахалине. Как пишет Вячеслав Бондаренко в своей книге «100 великих подвигов России», в 1940 году уже будучи младшим лейтенантом авиации Алексей Маресьев окончил Батайское авиационное училище. После завершения учебы он не покинул альма-матер, согласившись остаться там в качестве инструктора.
Понятно, что с началом Великой Отечественной войны полем боя для Маресьева, как и для других летчиков, стало небо. Боевое крещение Алексей Петрович принял под Кривым Рогом в конце августа 1941 года. В апреле следующего года война для Маресьева должна была закончиться. Тогда, как утверждают авторы издания «Герои земли Ярославской» Юрий Беляков и Вениамин Попов, самолет Маресьева был сбит. 18 суток летчик с поврежденными ногами сначала шел, а потом полз к своим. Алексея Петровича спасли, а вот ног он лишился. Виной тому – начавшаяся гангрена. Удивительно, но Маресьев все же вернулся к своим боевым товарищам. Став инвалидом, он сбил еще 7 вражеских самолетов. А в 1943 году Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всегда в форме
После окончания Великой Отечественной войны Алексей Маресьев стал знаменит на всю страну. В основном благодаря Борису Полевому, описавшему судьбу летчика в своей «Повести о настоящем человеке». Но Маресьев оставался настоящим и сильным как в духовном, так и в физическом плане человеком и в мирное время: занимался физкультурой, любил коньки, лыжи, плавание. Однажды он менее чем за час переплыл Волгу. Да и летное дело Алексей Петрович не бросал, несмотря на то, что ушел в отставку еще в 1946 году. Если верить автору книги «Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна» Михаилу Вострышеву, Маресьев, как инструктор Московской специальной школы ВВС, летал на учебном самолете У-2 и в 1950-х.
Однако много времени Алексей Маресьев уделял и своей новой работе. По словам Владимира Фортунатова, автора издания «Новейшая история России в лицах, 1917-2008», после войны Маресьев поступил в Высшую партийную школу при ЦК КПСС и успешно ее окончил, а чуть позже – аспирантуру Академии общественных наук. Будучи кандидатом исторических наук, Алексей Петрович работал в Советском комитете ветеранов войны. В 1983 году он занял должность первого заместителя Председателя упомянутого комитета. В выходные дни Маресьев любил бывать на даче в Московской области. Старожилы рассказывали, что он сам ходил в магазин с палочкой и даже почти не хромал.
Отнятая незадолго до смерти «Волга»
Впрочем, по служебным делам Алексею Маресьеву не обязательно было ходить пешком. В свое время для передвижения Герою Советского Союза из гаража управления делами ЦК КПСС был выделен автомобиль «Волга». Однако после развала СССР это управление стало управлением делами администрации президента, и машину у Маресьева отняли. По крайней мере так утверждает автор книги «Как Ельцин преемника выбирал» историк Николай Зенькович. Тогда в 1990-х годах Алексей Петрович был не только инвалидом, но и уже довольно пожилым человеком. А причина оказалась проста. Согласно документам Маресьев лишился служебного транспорта вследствие «уменьшения бюджетного финансирования управления делами Президента РФ».
Алексея Маресьева не стало через пару лет после упомянутого события. Как пишет Владимир Кучин в издании «Всемирная волновая история от 1991 г. по 2014 г.», 18 мая 2001 года в Театре Российской армии в Москве организовали торжественное мероприятие по случаю 85-летнего юбилея прославленного летчика. Однако буквально за несколько минут до начала вечера Маресьеву стало плохо: Алексея Петровича сразил инфаркт. Он скончался в тот же день. Поэтому концерт, посвященный юбиляру, начался с минуты молчания.