СССР

А вы знали, зачем Сталин отправил Рузвельту и Черчиллю кино про битву за Москву?

«Разгром немецких войск под Москвой» — так назывался первый советский фильм, удостоенный престижной премии «Оскар» в 1943 году. В основу этой документальной картины легла военная кинохроника контрнаступления РККА в ноябре 1941 – январе 1942 гг. Фильм был снят и смонтирован в кратчайшие сроки по личному указанию Сталина: он сам отсматривал материал, вносил правки, корректировал закадровый текст.

Картина имела важное пропагандистское значение. Немецкая армия оказалась вовсе не непобедимой.

Было изготовлено 800 копий картины для показа во всех кинотеатрах СССР – он начался уже 18 февраля. Но еще до этого две копии Сталин срочной дипломатической почтой отправил Рузвельту и Черчиллю…

Головокружение от успехов

Несмотря на масштаб, контрнаступление под Москвой не достигло поставленных целей. Откатившись на 100-200 км и потеряв почти 6 областей, немцы сумели стабилизировать фронт и сохранить под контролем опасный Ржевский выступ. Советские армия и промышленность оказались не готовы к столь масштабным боевым действиям и просто «выдохлись». Вопрос разгрома группы армий «Центр» был отложен до лета 1942 года. Но Сталина первая крупная победа очень воодушевила.


Кто знает, может, если бы не сталинское «головокружение от успехов», не было бы жестоких поражений 1942 года и война продлилась бы меньше…

По свидетельству современников, когда к декабрю 1941 года стало понятно, что немецкое наступление на Москву провалилось, Сталин буквально впал в эйфорию. Именно он и настоял на масштабном контрнаступлении силами 9 фронтов на всей протяженности от Балтийского до Черного моря. Хотя и Жуков, и Вознесенский, возглавлявший Госплан, указывали на недостаточные технические и людские ресурсы. Но Сталин уже видел себя триумфатором-освободителем и был уверен в завершении войны в 1942 году. «Мы должны быстро разбить немцев, чтобы они не смогли наступать, когда придёт весна» — сказал он.

Камера – тоже оружие…

В коне ноября 1941 года, в преддверии контрнаступления, Сталин вызвал в кремль Игоря Большакова, возглавлявшего тогда советский кинематограф. Было дано задание снять и подготовить фильм об этом «ударе огромной силы». Вождь народов был уверен, что немцы «его не выдержат и покатятся назад». Поэтому подготовке к съемкам да и самому будущему фильму Сталин уделял огромное значение.
На Западном фронте работало 30 операторов. Перед каждым стояла своя задача – они были закреплены за отдельными частями и работали на большом участке фронта. Несколько операторов снимали с самолетов, чтобы получить масштабные общие планы: бегство немцев и наступление РККА. В целом это была сложная и ответственная работа, в которой не обошлось и без потерь. Оператор Павел Павлов-Росляков погиб в боях за Малоярославец…


Ежедневно бобины с пленками отправлялись с фронта в Москву, где в Центральной студии ни днем, ни ночью не прекращалась монтажная работа.

Москва наносит ответный удар

В середине декабря 1941 года в Москву прибыл глава британского министерства иностранных Энтони Иден. Сталин предложил ему обсудить вопрос признания довоенных границ СССР. При этом заявил, что советские «войска могут в самом ближайшем будущем вновь занять балтийские государства». Уверенность в победе была столь велика, что даже вопрос открытия Второго фронта оказался не в приоритете. Сталин готов был отказаться от этого требования, как залога сотрудничества между СССР и Британией, в пользу признания границ. Иден был не уполномочен решать подобные вопросы, поэтому отбыл в Лондон для консультации с Черчиллем.
Когда наступление «выдохлось» и стало понятно, что в ходе зимней кампании добиться стратегического перевеса на фронте не удастся, изменился и подход Сталина к международной политике. Он вновь стал требовать от союзников скорейшего начала операции в Европе. А в качестве доказательства того, как много сделал Советский Союз для разгрома общего врага, отправил в Британию и США копии только что смонтированного фильма. Там оценили героизм РККА, но вопрос замяли: США не могли провести подобную операцию самостоятельно, а Черчилль считал более целесообразной высадку в Северной Африке.


Записать музыку к фильму удалось далеко не с первого раза – музыканты начинали плакать, глядя на трагические военные кадры.

Тем не менее, сам фильм был показан иностранному зрителю: 1 октября 1942 года в США начался прокат картины под названием «Москва наносит ответный удар». Это было личное решение Рузвельта. Таким образом он хотел представить американцам нового союзника и показать советскую военную мощь. Ведь еще в сентябре 1941 года были подписаны первые соглашения о лендлизе, а в декабре США объявил войну Германии. И необходимо было убедить американских налогоплательщиков в целесообразности таких решений.


Для американского кинопроката фильм был перемонтирован. Стилистику закадрового текста сохранили максимально близкой к оригиналу.

Рассказывают, что уже в конце 1942 года после очередных безуспешных переговоров об открытии Второго фронта, Сталин отправил Рузвельту еще один «киноподарок» — музыкальную комедию «Волга-Волга». Все из-за куплета песни:
Америка России подарила пароход:
С носа пар, колёса сзади,
И ужасно, и ужасно,
И ужасно тихий ход!
Таким образом вождь народов упрекал союзника за затяжку начала операции в Европе. Правда, этот намек оставался то ли непонятым, то ли неуслышанным вплоть до 1944 года.

Источник

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com