СССР

Советские фонарики. А какие из них были у вас?

Кого не попросишь вспомнить какие фонарики были в СССР, сразу отвечают: круглые и плоские. Немного подумав добавляют: «Вспомнил! еще „жучки“ были без батареек!, ну как экспандер». Вот и весь ассортимент, оставшийся в нашей памяти.

От автора: Между тем в СССР фонарики выпускались в огромном ассортименте. Сейчас мы их вспомним, авось и фонарик из Вашего детства тоже всплывет.
Производство переносных электрических фонариков и батареек было налажено еще до революции. Тогда корпус фонарика предпочитали делать из дерева и покрывать лаком.

Вот лист дореволюционного каталога

Как видим, уже вовсю пользовались нашими любимыми «плоскими» батарейками.

Одно смущает: почему то указано, что батарейки хватает только на 3 часа. Непонятно: это батарейка такая слабая или угольная лампочка такая прожорливая?
Соединить три батарейки вместе и поместить в общий корпус первым догадался Пауль Шмидт в 1901 году.

Ассортимент выпускаемых фонариков резко увеличился после войны. В замечательном справочнике «Товарный словарь» 1956 года уже показаны все категории фонариков.

Пожалуй самым массовым были фонарики под «плоские» батарейки. Их корпус уже делали из штампованного металла. Быстро, дешево и массово. Было модно указывать на передней крышке эмблему завода и название города:: «Черновцы», «Ленинград», «Витебск» и т.д.



Обратите внимание: в этих фонариках были специальные держатели запасной лампочки.

Обязательное наличие запасной лампочки-требование со времен лампочек с угольными нитями накала. У них срок службы был максимум 5-6 часов. Небольшой удар запросто мог оборвать угольную нить. Даже после перехода на лампочки с вольфрамовой нитью накала сохранили эти держатели запасной лампочки. Их убрали только с появлением пластиковых корпусов.

Перебои со снабжением батарейками сделали фонарики «Жучок» очень популярными у населения. Любви к ним не было-хлопотно постоянно давить на ручку генератора и светят слабо, но когда нет батареек это единственное спасение.



Фонарики «жучок» выпускали даже в блокадном Ленинграде, на заводе Электросила. Внешне они выглядели так:

Следующими по массовости были фонарики под «большие-круглые» батарейки (373).

Больше всего выпускали фонарики под две батарейки«373». Чтобы удобнее было носить в кармане, отражатель делали маленьким. Практичная вроде конструкция, но нам она не нравилась: светила очень слабо. Если фонарик с большим отражателем, да и на три батарейки-уже совсем другое дело.

Самым шиком было достать фонарик под четыре батарейки «373». Тут уже ты герой всего двора.

Есть интересная офицерская история, связанная с такими фонариками

Продавались аккумуляторные фонари нам не нравились: дорого, светят только под носом и причем недолго.

У мальчишек самыми шикарными считались сигнальные фонарики с разноцветными фильтрами. Светили они паршивенько, а зато как эффектно моргали различными цветами темной ночью.

Для любителей туризма выпускали специальные фонарики: кемпинговые.

Были специальные фонари на щелочных элементах. Их называли «шахтерский» или «железнодорожный».

Позже появились более элегантные ФАР-3

Напряжение там было всего 3,6 вольта (три щелочных элемента), а зато ёмкость 12 ампер-часов. Недавно такой фонарик видел в гараже знакомого-продолжает работать как ни в чем не бывало, хотя ему больше 30 лет. Где сейчас найти аккумуляторы с таким сроком службы?
Казалось бы: фонарики выпускались на любой вкус, но нам этого было мало. Мы придумывали свои конструкции, из нескольких фонариков делали составные.
Даже научились подключать лампочку 2,5 В к батарейке 9 вольт: в момент включения две лампочки 2,5 вольта последовательно подключаются к 9 вольт, а потом одна лампочка шунтируется. Оставшаяся лампочка светит как прожектор зенитки

Наиболее полное собрание фонариков СССР есть в индустриальном музее:

Источник

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com