Прошлое

Секты в Советском союзе. Ивановцы

В современном мире понятие «секта» уже не значит просто группу людей, регулярно совершающих свои собрания, и имеющие своего духовного руководителя.

В наше время секта — это нечто пугающее, отталкивающее. Порой даже нарицательное. К примеру, мы можем назвать одну компанию, торгующую духами и прочим «сектой», хотя она таковой по сути не является.

Сейчас секта это клеймо, от которого не отмыться никак. Поэтому в наши дни используются разного рода заманухи, но об этом как-нибудь позже.

Глядя на такое кардинальное изменения реакции на слово, невольно возникает вопрос: а когда же произошли эти самые перемены в сознании людей? Ведь если ссылаться на того же Макса Вебера, то он говорит следующее:

Церковь — это община верующих, спасающихся. Секта же — это общество спасенных, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира

В начале прошлого столетия теолог Хельмут Ричард Нибур вообще заявил, что секта — переходное звено, которое может перерасти в религию. Позже, другой человек, Ричард Беккер, усовершенствовал типологию секты, как второй ступени на пути к религии: Культ — секта — деноминация — церковь. Все это происходило в конце XIX — начале XX веков. То есть мы видим, что в мире к сектам относились более-менее лояльно, и не видели никаких проблем в их существовании.

В России же о проблемах сект начали задумываться еще в середине девятнадцатого века, где для них даже придумали градацию по «вредности». А в секты записывали любую религиозную деятельность или религию, не признаваемую государством. То есть формально можно было и католицизм называть сектой, и никто ничего тебе не скажет.

До и во время революции, секты приравнивались к революционным движениям, что породило впоследствии некоторое события: Ленин в 1919 году подписал декрет о том, что ряд сект (видимо, спонсоров. Конспирология «круто») освобождаются от воинской повинности. И если это можно посчитать, что как-будто у вождя революции было затмение в голове, то нет — он подтвердил декрет спустя год.

Если честно, то скорее всего какой-то профит с них был, потому что он писал, что секты надо умело использовать, и пиарил эти организации как «стремящиеся к общинной коммунистической жизни».

В общем, на заре двадцатого века секты были если не в почете, то по крайней мере виделись как безобидные организации или рычаг в политике. В Советском союзе же позднее начали подкручивать гайки. Но была одна такая секта, чья доктрина была похожа на доктрину партии касательно здоровья. И именно поэтому она не считается в полной мере сектой.

Рассказ пойдет про Порфирия Корнеевича Иванова и Ивановцев.

А вот и он сам. Правда чем-то похож на Л.Н.Толстого?

Основателем этой/этого секты/движения был Порфирий Корнеевич Иванов.

С чего все началось: Товарищ Иванов, будучи тяжело больным, решил добить себя тем, что начал обливаться холодной водой в любое время года. И таки свершилось чудо, и он выздоровел!

Правда, в некоторых источниках также говорится, что у него был рак, но это не подтверждается ни в одном документе самого Иванова, и про саму болезнь тоже. Это уже записывали последователи, но источники они вам не покажут, потому что у вас докУментов нет.

Так вот, к 1933 году, переехав в Ростов и имея в свои 35 лет жену и двоих детей, у Порфирия Корнеевича что-то перемкнуло. Он выявил для себя такую истину: болезни и смерть у человека от того, что он далек от природы, и надо бы с ней быть ближе, если не соединиться совсем. Есть почти не надо. Пить, собственно, тоже. Ну и начались обливания ледяной водой, закалка тела и так далее.

Поначалу все было в порядке, и даже соседи присоединялись к его обливаниям. Конечно же, заинтересовались не только соседи. Причем заинтересовались по делу: ходили слухи, что первых соседей, которые решили примкнуть к его идее, он исцелил. Ничего себе поворот в богоборческой стране. Фактов исцеления не выявили, да и в связи с тем, что товарищ Иванов пропагандирует культ здорового тела, то его не стали трогать, а даже всячески поддерживали. Эдакий Стаханов физкультуры…

Правда, недолго длилось счастье…

За два года, к 1935 году, Порфирий Иванов практически полностью отказался от одежды, и ходил по улице только в трусах. Круглый год. На попытки его вразумить он отвечал высокопарными эпитетами. В это же время он начал писать свою программу по единению с природой.

Такое дело не устраивало политику партии, и его отправили на обследования в психлечебницу. Вскрытие обследование показало, что у него развивается шизофрения. Ему дали первую степень инвалидности, что и спасло его от мобилизации на войну. Во время войны он был на оккупированной территории, но немцев своей идеей не заинтересовал.

Как всем известно, во время Великой Отечественной войны отношения между православной церковью и государством немного потеплели, и узаконенными осталось сравнительно малое количество сект, вроде баптистов, пятидесятников и мировых конфессий (мусульмане, буддисты, католики. Да, они считались сектами в СССР). Ивановцев же определили к неоязычникам, а их основателя периодически мотали по этапам за «антисоветскую деятельность». Стоит отметить, что для него это было не в диковинку: в 1928 году он сел на два года в тюрьму за мошенничество. По сути, сама его жизнь делится на жизнь до 1933 года, и после. До переезда в Ростов он был не особо законопослушным. Пил, курил, ругался матом и т.д.

Осмелюсь предположить, что его «прояснение» есть ничто иное, как либо результат белки, либо кризис среднего возраста, развившегося не в правильном направлении. Но это сугубо мое личное мнение.

Есть еще теория, что он побывал на одном из нудистских пляжей в двадцатые годы, и вот в тот момент у него начали закрадываться идеи отказа от одежды.

Собственно, причины того, что так жестко гнобили его культ, и обозвали неоязычниками, были неспроста:

Во-первых, он открыто пропагандировал отказ от цивилизации.

Во-вторых, к 1950-м годам он начал задумывать о том, что он и сам есть бог земли (по крайней мере, это приписывают изначально ему, а не его последователям).

В-третих, он был с диагнозом, что уже подрывало репутацию секты.

И, наконец, в-четвертых, во время оккупации он общался лично с Паюлюсом, который дал ему документ о важности Иванова для мировой науки. Как я говорил, немцы им не заинтересовались, отвязавшись от него простой бумажкой.

Единственная причина, почему быстро не разогнали всех, так это система закаливания, проработанная Порфирием Ивановым, и которую частично использовали для пропаганды спорта даже в кино.

Пример пропаганды закаливания из х/ф «Первая перчатка» 1946 года. Кстати, сам фильм неплох. Рекомендую.

Также газеты освещали его переход по побережью Черного моря. По его словам, он 12 суток находился без еды и воды. Доказательств нет.

Надо сказать, что такая неоднозначная политика по отношению как к товарищу Иванову, так и к его последователям, вызвала инцидент, когда он собрался ехать на съезд ЦК КПСС в 1976 году. Его ссадили с поезда и снова поместили в психбольницу, где он чуть не умер от условий содержания. И снова это было не впервой: в 1943 году, он, голый, явился в Москву, чтобы предложить Сталину заключить мир с Германией. Его схватили на Красной площади.

Если честно, я до сих пор не могу понять, как он добрался до Кремля голым от вокзала во время войны. Но это не важно. Важно то, что в тот раз его снова отправили в психбольницу, предварительно отвезя на Лубянку.

К 1976 году он уже написал около трехсот сочинений, среди которых он уже окончательно утвердился в мысли, что он бог. И люди верили. Его так же стали называть Учителем Народа, Повелителем Земли. Процедуры стали обычным делом для большого количества народа, и во многих городах увидеть голых людей зимой стало обычным делом.

Одна из процедур.

Конечно же, это не могло не принести свои плоды. В 1982 году одна из газет опубликовала биографию Порфирия, и его популярность выросла до всесоюзных масштабов. Правда, «бог» почил на лаврах всего год — в 1983 году он умер. Он умер, но его последователи не разбежались, а даже наоборот, стали активнее прирастать в количестве. Пришлось даже его рукописи копировать.

Что примечательно, их не переписывали, а фотографировали, или, уже в наше время, делали и делают ксерокопии.

Пик ивановцев пришелся на первые годы девяностых, когда, не гнушаясь разными концами страны, они пропагандировали свою идею по полной программе. На одном из собраний было насчитано около10 000 человек. Внушительно, не правда ли? Этот рекорд сектантов держался долго (если до сих пор не побит еще). На данный момент, численность идет на спад, и всего по стране и СНГ их такое же количество, что и на том собрании. Его теории оздоравливания так же придерживаются и люди, которых называют моржами. Многие методики моржей берут истоки из текстов Иванова.

Касательно самого Порфирия Иванова, то его неоднозначные отношения с властями в СССР не поставили окончательного решения вопроса по ивановцам до такой степени, что на первом канале лет шесть-семь назад показывали фильм о нем. А из знаменитых последователей были и, возможно остаются:

Первая жена Нурсултана Назарбаева и… Геннадий Петрович Малахов!

Так что, если хотите увидеть систему жизни и лечение ивановцев, включайте «малахов плюс», это и есть оно самое.

Это одна из статей про секты в Советском союзе. Возможно, будут еще.

 

Источник: Cat_Cat. Автор: Дядя Ваня.

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com