Прошлое

Пионерская правда. 1951 год. Великие стройки коммунизма

В Национальную электронную детскую библиотеку добавлена подшивка газеты «Пионерская правда» за 1951 год. С первых номеров газета рассказывает о великих стройках, которые были начаты в 1950 году, в специальной рубрике «Великие стройки коммунизма«. Попробуем проследить развитие событий.

  Оформление рубрики «Великие стройки коммунизма»

№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям«. Главный геолог Волго-Донского канала В.Д. Галактионов рассказывает о строительстве самого канала и вспомогательных или сопутствующих стройках: о Цимлянском гидроузле, Главном Туркменском канале. Совет министров СССР на два года сократил срок создания водного пути и к весне 1952 года на канале должна открыться навигация.

  №2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям»

№3 от 09 января 1951 года. «Разведчики«. О подготовительных работах, геологических и гидрологических изысканиях с целью определения места для возведения плотины Куйбышевской ГЭС рассказывают специалисты «Куйбышевгидростроя». И через пять лет, по плану, на необозримом пространстве должно разлиться Волжское море.

  №2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям»

№4 от 12 января 1951 года. «На трассе Волго-Донского канала«. Не взирая на суровые погодные условия работы идут полным ходом, идет поставка необходимых материалов: леса, цемента. Монтируется сверхмощный электрический экскаватор, строятся городки для речников и электриков.

№5 от 16 января 1951 года. «Наступление на пустыню«. На юге идут подготовительные работы к прокладке Главного Туркменского канала. Уходят в походы изыскатели, ставятся буровые вышки для забора проб грунта, намечаются места будущих сооружений — гидростанций, плотин, шлюзов.

К тому времени, когда закончится сооружение канала, биологи и почвоведы будут уже точно знать, какие сельскохозяйственные культуры смогут хорошо развиваться на орошённой земле Кара-Кумов.

  №59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской»

И.В. Сталин в беседе с корреспондентом газеты «Правда», опубликованной в «Пионерской правде» №15 от 20 февраля 1951 года, упоминает великие стройки как один из аргументов против заявления английского премьера Эттли о наращивании Советским союзом боевой мощи.

… не может ни одно государство, в том числе и Советское государство, развёртывать во-всю гражданскую промышленность, начать великие стройки вроде гидростанций на Волге, Днепре, Аму-Дарье, требующие десятков миллиардов бюджетных расходов, продолжать политику систематического снижения цен на товары массового потребления, тоже требующего десятков миллиардов бюджетных расходов, вкладывать сотни миллиардов в дело восстановления разрушенного немецкими оккупантами народного хозяйства, и вместе с тем, одновременно с этим, умножать свои вооружённые силы, развернуть военную промышленность.

№№21, 22 от 13, 16 марта 1951 года. «1500 километров по пескам» Рассказ главного инженера проекта Главного Туркменского канала И.С. Семенова о работах, предшествующих началу строительства. Несмотря на то, что главное направление трассы уже определено, необходимо исследовать местность от мыса Тахиа-Таш через Кара-Кумы по древнему руслу реки Узбой до Красноводска и найти ответы на множество жизненноважных вопросов. Главный — где взять воду для строителей канала?

№23 от 20 марта 1951 года. «Крым завтрашнего дня«. Секретарь Крымского обкома ВКП(б) П.И. Титов рассказывает о планах строительства Северо-Крымского канала.

Много было смелых, но нереальных проектов. Только в наши дни по гениальному Сталинскому плану преобразования природы будет, наконец, осуществлён проект, который сделает Крым цветущим; будет построен Северо-Крымский канал.

№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской«. О строительстве Сталинградской гидростанции и самотечного канала, который должен соединить Волгу с Уралом. Он должен стать самым длинным в мире после Главного Туркменского.

  №59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской»

№71 от 4 сентября. «Советская география«. Первое стихотворение турецкого поэта, бежавшего из Турции в Румынию, а оттуда в Советский союз, написаное на советской земле.

Эти смелые люди творят чудеса —

Строят землю с горами, лесами.

И советские горы, каналы, леса

Так светлы, как строители сами.

Здесь невиданный мир создаётся для всех,

Мирный мир, справедливый, свободный.

И всеобщее право на радостный смех

В этом мире — закон всенародный!

Назим Хикмет (пер. С. Маршак) («Пионерская правда», 1951 год, №71)

В том же номере рассказывается о работах на Цимлянском гидроузле.

Цимлянский гидроузел называют сердцем Волго-Дона, потому что он будет питать своей водой и оросительные каналы и главный судоходный канал, соединяющий Волгу с Доном.

№76 от 21 сентября 1951 года. «Стройки счастья и стройки горя«. По традиционной схеме «у нас — у них» рассказывается о советских стройках и американских проектах.

  Стройки счастья («Пионерская правда», 1951 год, №76)

Взгляни на эту карту, читатель. В ней отражен и сегодняшний день и прекрасное завтра нашей любимой Родины. Ровными прямоугольниками выстроились полезащитные лесные полосы, плотины мощных гидроэлектростанций преграждают течение могучих рек, новые оросительные каналы перерезают засушливые земли… Новые моря намечены а тех местах, где сегодня ещё шумит под ветром ковыль. Карта сталинского плана преобразования природы, карта созидания, карта мира перед тобою, читатель.

На 150-летний юбилей Владимира Ивановича Даля в №94 вышла статья Ожегова «Сокровищница русской речи» с кратким экскурсом в историю развития языка.

В своих гениальных трудах по языкознанию товарищ И.В. Сталин учит, что с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, развитием общества в целом обогащается и словарный состав. Особенно быстро расширяется словарный состав в советскую эпоху. Новыми словами, такими, как «высотник», «скоростник», «колхозник», «новостройка» и тысячами других, обогатился наш язык. Появились такие выражения, как «великие стройки коммунизма», «герой труда», «новатор производства».

В последнем выпуске 1951 года сообщается об предстоящем открытии новых станций московского метро: «Комсомольская» (кольцевая), «Ботанический сад», «Белорусская» (кольцевая) и «Новослободская».

Красивая мраморная колоннада открывает вход в вестибюль станции «Новослободская». 32 витража — картины из цветного стекла — украшают подземные залы. Уже появились на стенах позолоченные надписи: «Новослободская»; уже установлены часы и секундомеры, по которым будут следить за точным движением поездов.

Добавить комментарий