В 1971 году началось серийное производство первого настоящего советского универсала. Несмотря на более чем полумиллионный тираж, «народной» эта машина так стать и не смогла. Молодежь недолюбливала новый автомобиль в первую очередь за «старческие» угловатые формы кузова. Были у ВАЗ-2102 и другие недостатки, в том числе чисто технического свойства. Однако, все это было отнюдь далеко не главной причиной непопулярности универсала. Так, почему же у этого автомобиля так и не сложилось с народной любовью?
Первый настоящий универсал Советского Союза стать «заслуженным гаражом» для самой страны Советов так и не смог, даже несмотря на то, что произвели «двойку» в количестве 666 989 экземпляров. Прототипом для отечественного ВАЗ-2102 стал итальянский универсал FIAT 124 «Familiare». Правда, конструкцию последнего отечественным инженерам пришлось перерабатывать едва ли не полностью, чтобы приспособить новую машину к суровым советским условиям. С самого начала «двойка» проектировалась с прицелом на большую грузоподъемность, для чего советские инженеры оснастили ее жесткими пружинами и покрышками.
Фиат 124 Вагон.
Советский автомобиль.
Оригинальная версия ВАЗ-2102 комплектовалась 1.2-литровым 64-сильным двигателем, который позволял разогнаться до «сотни» примерно за 25 секунд. По понятным причинам «двойка» не отличалась динамикой. Зато могла похвастаться большой вместительностью салона и багажника, неплохой проходимостью, отличной надежностью и выносливостью конструкции. Достаточно сказать, что еще несколько лет назад на рынке попадались 2102-ые в весьма сносном состоянии! Машина позиционировалась как «рабочая лошадка» для семейных воскресных поездок и для 1970-х годов честно отрабатывала потраченные ГСМ на 100%. К слову, к качеству бензина и масла «двойка» также была весьма неприхотлива.
Отличная была машина.
Очевидно, что при таких вводных, даже не при самом «молодежном» дизайне ВАЗ-2102 должен был стать настоящим народным автомобилем. Но что же пошло не так в его истории? Так вот дело в том, что «двойку» в стране Советов не любили… Ее обожали и буквально были готовы отрывать с руками, даже несмотря на то, что стоила она заметно дороже «копейки» (на 1 500 рублей) и обходилась в 7 тысяч «деревянных». Однако, было одно большое и крайне неприятное «но»: несмотря на солидный тираж, на для советского рынка ВАЗ-2102 банально не хватало. Существенная часть этих автомобилей шла на экспорт.
Отечественному же рынку доставались остатки. По некоторым подсчетам, на каждые 50 автомобилей, отправленных с заводов в советские магазины, заветных «двоек» было всего 1-2 единицы. Таким образом в магазинах эти машины не задерживались. Однако, ограниченный выпуск универсалов для собственных нужд помешал ВАЗ-2102 стать «народной машиной» в полном смысле. Как результат, корону «любимчика» узурпировала куда более массовая и доступная для широкого круга покупателей «копейка».
Источник