История

«Международная солидарность»: что творилось в экспериментальном детском доме, в котором воспитывался Василий Сталин

«Международная солидарность»: что творилось в экспериментальном детском доме, в котором воспитывался Василий Сталин

В доме-лаборатории под названием «Международная солидарность» воспитывались дети многих партийных чиновников. Даже сын Иосифа Сталина Василий посещал это дошкольное учреждение. Однако вскоре после открытия детского сада по Москве поползли о нем нехорошие слухи. Просуществовав всего 4 года, лаборатория была ликвидирована.

Элитный детский сад

В молодой советской России идеи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда были необычайно популярны. Даже партийные лидеры (в том числе и Лев Троцкий, который был дружен с Фрейдом) возлагали большие надежды на психоанализ. Как заметил Василий Бабков в своей книге «Заря генетики человека», именно стремление создать так называемого «Нового Человека» и подтолкнуло власти к организации в 1920-х годах Московского Государственного психоаналитического института, а также экспериментального детского дома. С апреля 1922 года немецкое объединение горняков стало снабжать последнее учреждение продовольствием, вследствие чего оно и получило название «Международная солидарность».

Детский дом-лаборатория «Международная солидарность» считался эдаким элитным круглосуточным детским садом. Если верить изданию «Педагогическая психология» (издательство «Владос-пресс»), дошкольное учреждение посещали дети революционера Федора Сергеева, больше известного как «товарищ Артем», военачальника Михаила Фрунзе, академика Отто Шмидта. Одним из воспитанников «Международной солидарности» был и младший сын Иосифа Сталина Василий. Общее число воспитанников сада не превышало 20 человек, что позволяло педагогам осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Воспитание полноценных детей»

Такое скромное количество воспитанников объяснялось и тем, что в доме-лаборатории велись научные исследования, в ходе которых необходимо было проводить ежедневные наблюдения за каждым ребенком. Как писал профессор Иван Ермаков, директор «Международной солидарности», слова которого приведены в работе А. А. Парамоновой «Психоаналитический дискурс о ребенке в России в 1920-1930-х годах», главной целью учреждения являлась «выработка методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей».

Для достижения этой цели воспитатели в первую очередь отказались от оценочных суждений в адрес своих подопечных. Причем, как ни странно, это касалось и сексуальной сферы жизни. Как утверждает Константин Нивников, автор издания «Трактат о воспитании. Поколение уродов», сексуальные потребности детей были возведены в ранг таких обыденных нужд как голод или жажда. Поэтому воспитанники, ничуть не стесняясь, удовлетворяли свои желания прямо на глазах у педагогов. Вообще и мальчики, и девочки были абсолютно свободны в любых проявлениях своего любопытства друг к другу.

Закрытие учреждения

Однако подобные вольности, царствовавшие в детском доме «Международная солидарность», которые поначалу не вызывали никакого ужаса у высокопоставленных родителей, вскоре стали причиной появления различного рода слухов. Тем более, что педагоги дошкольного учреждения ничего не скрывали и часто выступали с докладами на конференциях. Между тем, как пишет Валерий Лейбин в своей книге «Психоаналитическая традиция и современность», в это же время начала набирать обороты и коммунистическая идеология, сопровождавшаяся критикой учения Фрейда. Поэтому все психоаналитические программы и исследования были свернуты. А в 1925 году был закрыт и психоаналитический институт.

Тогда же в отношении дома-лаборатории «Международная солидарность» было проведено расследование. В вердикте комиссии, отрывок из которого приведен в издании «Междуцарствие в головах» Галины Мурсалиевой, говорилось о том, что онанизм наблюдался у большинства детей, постоянно проживавших в детском доме. В том же 1925 году вместе с психоаналитическим институтом по приказу наркома здравоохранения Семашко «Международная солидарность» была ликвидирована. Примечательно, что формальным поводом для такого решения стали излишне большие средства, которые уходили на содержание экспериментального детского сада.

Источник

Добавить комментарий