Прошлое

КИПЛИНГ В СССР

30 декабря родился Редьярд Киплинг (1865-1936). Мы уже говорили о его экранизациях в Голливуде, сегодня же обратимся к делам советским.

Положение Редьярда Киплинга было в СССР особенное. Он отвечал за мужскую романтику, влияя на таких поэтов как Тихонов или Симонов. Под очень его большим колпаком проходил длительное время Луговской. К 1960-ым уроки Киплинга взяли на спекулятивное вооружение барды. Все эти «Синие глаза — рассвет…», «Только пыль, пыль, пыль, пыль от шагающих сапог…», «Жил-был дурак, он молился всерьез…». Стихи хорошие, но к людям, которые их пели, я относился спокойно. Как ни крути, а «все эти песни придумал не ты». Желательно б свое, ребят.

Не знаю, как обстояло дело со взрослыми романами, а детского Киплинга много издавали. Сказки в тоненьких книжках я игнорил, — не любил животных, экзотику Африки, весь этот зооморфизм. Да и с фантазией, на мой тогдашний взгляд, у Киплинга наличествовали большие проблемы. В его текстах мне не хватало идентификации с героями. Не со слоненком же себя равнять.

Естественно, в моей библиотеке был томик «Маугли», как я сейчас понимаю, не совсем удачный, — с взрослыми, черно-белыми иллюстрациям. Эту книгу, невесть с чего, любил дед со стороны матери, человек сложной судьбы, и порой я читал ему перед сном о приключениях «лягушонка».

ВОТ ЭТА КНИЖКА У МЕНЯ БЫЛА

В тогдашнем детском мире Киплинг был представлен достаточно широко, благодаря мультам.

Вот об этом и поговорим.

К творчеству Киплинга «Союзмультфильм» обратился еще до войны. Мультфильм Анны Щекалиной «Слоненок» (1936) вообще входит в пятерку самых первых картин студии. Связано это с тем, что начальник «Союзмультфильма» Виктор Смирнов, поставивший, кстати, сказку Киплинга «Отважный моряк» (1936) ратовал за метод Диснея, а тот требовал соответствующих авторов. 

В 1938 году Владимир Сутеев продолжил приключения «Отважного моряка» мультиком «Почему у носорога шкура в складках».

У этой трилогии по Киплингу оказалась несчастливая творческая судьба. Почти все мультфильмы черно-белого периода блекли перед красками последующих годов. Кроме того, стиль Диснея в послевоенные годы начали долбать и космополитичные экранизации Киплинга осели в фильмотечных дебрях. Их реанимировали в 1986, к 50-летию «Союзмультфильма», однако, новое поколение детей полюбить эти устаревшие с технической точки зрения работы не могло. 

В 1965 году на Киплинга обратила внимание Александра Снежко-Блоцкая, представив сразу две экранизации. Сперва вышел «Рикки-тикки-тави», одна из самых удачных сказок автора, экшен о борьбе мангуста со змеями. Клара Румянова озвучивала мангуста, Вицин его отца, а Папанов и Серафима Бирман змеиное семейство. 

Чтобы два раза не вставать упомянем фильм «Рикки-Тикки-Тави», который сделал записной анималист СССР, работающий часто в тандеме с индийскими кинематографистами, Александр Згуриди. В его экранизации играли Алексей Баталов и Маргарита Терехова, а за мангуста говорил Андрей Миронов. Достаточно драйвовое вышло кино по тем временам. 

В 1968 Снежко-Блоцкая порадовала детей экранизацией «Кот, который гулял сам по себе». Мультфильмы Снежко-Блоцкой по Киплингу были моими любимыми, — стильные, тревожные, красочные. Блеск, короче.

В 1967 Ефим Гамбург сделал вторую экранизацию киплинговского «Слоненка», но я ее плохо помню, как-то прошла фоном.

А вот по сериал по «Маугли» Романа Давыдова помню очень хорошо. В 1980-ые он не слезал с телеэкрана. Я разочаровался, когда, придя в кинотеатр на программу мультфильмов, вдруг понял, что сейчас увижу все серии «Маугли». 

Для меня творение Давыдова было чересчур жестким, и по картинке оно совсем не прикалывало, и по музыке. Эта версия рассчитана на подростков, а не детский возраст. 

Дальше Киплинг вступил в кукольную фазу.

В 1981 вышел мультфильм мастера кукольной анимации Ивана Уфимцева  «Ежик плюс черепаха». Там бегали какие-то животные, а еще супруги Никитины в финале пели песню «На далекой Амазонке». Этот мультфильм опять же гоняли очень часто и, кажется, я ни разу его не досмотрел. 

В 1988 Идея Гаранина представила полный метр «Кошка, которая гуляла сама по себе». Этот мультфильм прославленного режиссера я не видел, но судя по предыдущим работам «Бедная Лиза» и «Журавлиные перья» Гаранина навертела чего-то поэтическое, не для средних умов. Я же всегда требовал от мультяшек развлекухи, аляповатых красок, интересной истории. Все попытки поэксперементировать с моими ожиданиями, а мультфильмов по телевизору я ждал, встречал раздражением. 

Вот такие советские мультфильмы по Киплингу вспомнились мне.

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com