Прошлое

Дети Кувшинки: Капитан

Интервью взято у капитана первого ранга Смотрина Павла Ильича. Начальника клуба Кувшинской Салмы, а впоследствии замполита ПСКР «УРАЛ»

В каком году Вы начали службу?

— В 1973 году я стал курсантом, в 1977м году выпустился. Начал службу в Сортавальском пограничном отряде на 15й погранзаставе, потом перевели в Кувшинскую Салму.

Вы всегда хотели связать свою жизнь с морем?

— Абсолютно нет. Даже никогда и не думал об этом. Получилось так, что я не знал, куда меня переводят. Предложили службу в большем гарнизоне не севере, гарнизон морской, так и связал жизнь с морем.

Какое училище Вы закончили?

— Я закончил Высшее пограничное военно-политическое Краснознамённое училище КГБ при Совете министров СССР имени К. Е. Ворошилова.

(сейчас Голицынский пограничный институт ФСБ России).

Где Вы начали свою службу?

— Первый пограничный отряд город Сортавала северо-западный пограничный округ, в должности замполит заставы.

Когда Вы впервые вышли на корабле?

— Впервые вышел на корабле когда служил в Кувшинке. И постольку, поскольку должность начальника клуба которую я занимал считалась как работник политотдела меня периодически посылали замполитом на кораблях которые уходят в море, и у которых по какой-то причине нет замполита, он в отпуске или болеет. Первый раз я вышел в море в 1985 году в марте или апреле.

Что это был за корабль?

— Это, по-моему, был ПСКР «Аметист» корабль второго ранга, проекта 1124П.

(ПСКР — пограничный сторожевой корабль)

Когда Вы впервые вышли в море Вас укачало?

— Конечно. Я больше скажу, каждый раз укачивает, на это привычка нужна, а если, скажем, человек с отпуска пришел, и месяц или больше не выходил, то заново привыкать придется, это дело такое.

Когда Вы служили в Кувшинской Салме, изначально Вы занимали должность начальника клуба, а потом Вас приписали штатным замполитом на корабль?

— Да, потом я был приписан на корабль и занимал должность замполита на корабле, ходил в море.

Что это был за корабль?

— Мой корабль, на котором я был штатным замполитом это ПСКР «Ладога», затем ПСКР «Урал».

Какой у Вас был самый дальний поход?

— Ну, у нас дальние походы совершаются, только если корабль куда-то переходит, к примеру, в другую часть или регион. А, обычно, зона ответственности первый бригады, где я служил, это Белое море, Баренцево море. Соответственно левый фланг это Линахамари и Гаджиево, а правый фланг это в районе Архангельска. А так, корабли этого класса (ПСКР) совершают выходы в эконом зону, а это 200 морских миль.

Что ПСКР делает в море? В чем заключалась Ваша служба?

Охраняет границы Российской Федерации, следит за порядком. У нас обычно норвеги хулиганили.

Часто хулиганили?

— Часто, да они и сейчас хулиганят…

Как они это делают?

— Бьют морского зверя. Это наша эконом зона.

У Вас много наград и памятных знаков, но какая из нах для Вас самая дорогая?

— Затрудняюсь сказать, но возможно как раз памятный знак ПСКРа «Урал», и, больше чем уверен, что ни у кого из членов экипажа его нет. Этот знак достался мне случайно в Питере на барахолке. До сих пор весит у меня на парадной тужурке.

Море – служба?

— Изначально для меня море не было отдыхом, так как я не моряк по образованию. И вначале это была тяжелая служба. Есть книжка, называется «Командный словарь», это помимо того что имеется корабельный устав.

Есть командные слова, которые знакомы людям на таком бытовом уровне, ну, на пример «полный вперед», на самом деле произносится совершенно по-другому, чтобы тот, кто стоит на телеграфе смог быстро сориентироваться произносится «вперед полный», он двигает ручку вперед, а там уже смотрит на сколько: «полный вперед», «малый вперед», «средний вперед». Сначала идет команда куда, а потом насколько.

Или еще пример, вот, поднимают якорь. Тот, кто на палубе наблюдает и докладывает, репетует, так сказать «чист якорь», то есть с начала он говорит что «чист», а потом уже «якорь» почему? Потому что по дну кабелей набросано или подарок с войны еще, какой остался, поэтому и докладывают «Чист…якорь» вот такая форма доклада. Понятно, что это все не просто так и такие вещи важны для моряка.

Вы можете дать какой-нибудь совет тем, кто начинает службу?

— Я бы посоветовал в первую очередь служить по уставу. Если служишь по уставу, то в принципе нет никаких проблем и хлопот. А вот нарушение всегда несет нехорошие последствия. По сути, все безобразия которые происходят получаются именно из-за нарушения устава. Конечно, служить по уставу немножечко тяжелее, потому что есть такое понятие как чисто человеческие отношения и все прочее. Но да, мой совет – это служить по уставу.

Так как корабль, на котором служил Павел Ильич, еще находится на вооружении Российской Федерации съемка данного объекта запрещена.

                                                                  Елизавета Бондаренко

Фото клуба взято из архивов (голубое здание справа).

Добавить комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com